ВНУТРЕННИЙ ДУХ РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ.
Из общения с Александром Степановичем:
Мой путь к проектированию и строительству теремов начался в 2008 году, я работал фотографом в выпускных классах школ. И в один из таких выездов я попал в 13 школу г. Смоленска. Моё внимание привлекли металлические мечи и щиты, висевшие на стенах, но больше всего меня впечатлило деревянное резное панно, на котором был вырезан дуб с магучей кронойи надписью «Колодня 6000 лет».


Я быстро узнал, что человек, который сделал всё это, работает в школе, зовут его Александр Степанович. Мы быстро нашли с ним общий язык и продолжили общение у него в доме. Я узнал, что его предки родом из Сибири, а один из его дедов был казацким атаманом всего забайкальского округа. А сам Александр Степанович собирает сведения о культуре родного края, делает рисунки, чертежи и макеты теремов. Уже более 25 лет изучает русское зодчество и по крупицам собирает знания о теремах и их устройстве.
И его дом был тому подтверждением, когда мы только вошли, я в буквальном смысле очутился под сводами, которые Александр Степанович выложил собственноручно. Высокие потолки, около 3,2 м, множество арок, огромное окно и длинный основательный стол, печь с отоплением из нижнего этажа и навесные палатьи(спальные места) почти под самым потолком возле печки произвели на меня неизгладимое впечатление. Как будто я попал в иной мир, где всё знакомое и Родное.
В наших беседах Александр Степанович стройно и последовательно излагал своё видение жизни, иногда затрагивая и принципы строительства теремов.
Мне удалось с ним договориться о записи его рассказа об устройстве терема на примере макета, который он собрал с детьми. Думая над названием для записи, само собой пришло слово «теремостроение», лишь позднее я узнал, что ввёл новое понятие, которое ранее нигде не использовалось.

После этого я решил практически освоить деревянное строительство и начал осваивать рубку. Немного позже я начал лепить терем из скульптурного пластилина, иногда показывал его Александру Степановичу, прислушивался к его предложениям и замечаниям. Лишь когда трем был готов и получил высокую оценку у Александра Степановича, я перешёл к созданию сайта( bm-terem.ru ) и начал принимать заказы на проектирование и строительство теремков.

К этому времени мы уже несколько лет занимались рубкой и стали одной из лучших бригад на самом крупном строительном производстве срубов в г. Велиже. Делали самостоятельные заказы и даже успели поучиться в Союзе плотников России.
Глубокое изучение культуры дало мне понимание того, что я являюсь частью народа, его души и породило желание внести вклад в сокровищницу нашей культуры. Вернуть чувство Родины, её величия и красоты, нашему народу! И я решил это сделать через проектирование и строительство теремов.
И сейчас я, как обещал, поделюсь с вами некоторыми канонами теремостроения:

1. Принцип единства с миром. Исходя из этого, терем должен быть вписан в окружающее пространство, слит с ним, а не отгорожен от него. То есть это среда, в которой человек согласован с миром. Это живой огонь печи, живой воздух на открытых переходах и смотровых площадках, природные материалы, которые дают возможность дому дышать и не выделяют вредных веществ.
2. Принципу единства во множестве и множества в единстве. Терем - это не коробка, разделённая на кабинеты, а соединение соединение разных по объёму, высоте и форме помещений, что формирует ансамбль.
3. Принцип соответствия формы и высоты помещения их предназначению. Разные помещения имеют разный объём и высоты потолков. А в сочетании с многоэтажностью это даёт разноуровневость потолков. Разбавляется монотонность и человек меньше устаёт.
4. Согласованность ритмов земли, дома и человека через проектирование по золотому сечению (сажени). Это создание гармоничной пропорции между объёмами помещений. В результате получается живой дом, согласованный с ритмами природы и человека.
5. Чёткое деление на 3 части: нижний ярус(подклет) под бытовые нужды: гараж или мастерская. Жилой ярус. Теремной ярус(чердачный) - смотрильни, комнаты для размышлений.
6. Принцип соответствия сознания человека(его телесных, душевных и духовных потребностей) структуре дома. Потребность в творчестве создавала мастерские, в достатке - хозяйственные помещения; в личном пространстве - отдельные комнаты; возможность походить и подумать, любуясь окрестностями и самим теремом - гульбище(галерея); потребность чувствовать живой воздух - открытые переходы(сени); ощущать тепло живого огня - лежанке у печи; дышать ароматом дерева, чувствуя себя защищённым - в крепких стенах; наблюдать заход и восход солнца с высоты, наполняясь его спокойствием - в смотрильных башнях.
7.Жизнь в красоте. Украшение дома(резьба) даёт возможность жить в красоте ,которая придаёт дому своё лицо и индивидуальность.

Применение даже нескольких канонов при строительстве заметно меняет внутреннее и внешнее пространство дома. Но эти каноны должны реализовывать действительные потребности человека и помогать ему в решении его жизненных задач.

Соединение культурных кодов и современной эргономики
При создании проектов обычно возникает много вопросов, не только по расположению комнат и удобству жизни, очень важно понимать, как создать целостный образ дома. С этим вопросом я и обратился к носителю знания о русской архитектуре - Александру Степановичу. И он с большим внутренним интересом поделился со мной своим видением и пониманием:
"Основа архитектурной композиции проста, но ее нужно хорошо учуять, унюхать как это делается. Как Бетховен складывал свои симфонии, точно так же складывается и архитектура. Принцип в этом очень яркий: есть главное, а остальное помогает и раскрывает его. Таким образом, эти мелодии сплетаются друг с другом. Так создается ансамбль. Каждая деталь должна поддерживать главную идею проекта. Как в музыкальном произведении все укладывается в размерах, так же и в архитектуре все должно быть в пропорциях.

Оценивая строение, нужно смотреть пропорцию: где главное, где второстепенное, спорят ли элементы друг с другом. Если они спорят, тогда архитектура начинает распадаться. Если объем не звучит, не работает, не играет, значит соотношение между ним и самим зданием не найдено.

Когда в основе архитектуры лежит художественное видение, образ получается интересным и живым. Большинство же архитекторов ставят в основу прочность здания, сопротивление материала и экономию, а при таком подходе получается только постройка или хлев, но не архитектура. Образ должен базироваться на видении художника, тогда даже небольшой дом может быть сделан со вкусом.

Архитектура должна быть спокойная как характер русского человека: сдержанный, северный, немногословный, но с тонким чувством красоты. Из характера человека рождается его архитектура, которая имеет свои коренные, родословные черты, идущие с давних времен. Но сейчас это теряется.

Все русское, в том числе в архитектуре, стало продвигаться по нерусскому пути. Первое – это повсеместно присутствующие китч и украшательство. Эта дешевка заполняет свободное пространство и выдается за русский наряд, за русское узорочье. Русское же всегда было с большой сдержанностью, Величием. Оно исключает узорочье и нарочитую нарядность, оно всегда выглядело сдержанно, емко и очень Монументально.

Все, что сохранилось у нас от старины, не несет никакого китча, никакого дребезга, никакого украшательства. В слове «Простота» заключается Величие русской архитектуры. Но это не такая простота, что тяп-ляп, дешево и быстро, а Простота, в которой до тонкостей всё определено, выверены формы и объемы, чтобы они получались певучими. Простота Величия должна звучать. Именно она выражает наши образы, нашу душу и нашу красоту".
Посмотрите проекты и отметьте, которые понравились
Основываясь на ваших ответах, мы сможем предложить вам наиболее подходящий проект